На газоне Дом с площади


Лосево (Kiviniemi). История



  Пристанционный поселок. До 1939 г. деревня Kiviniemi входила в состав волости Саккола Выборгской губернии (Финляндия). Топоним Kiviniemi в дословном переводе означает "Каменный мыс". Окладные книги Водской Пятины засвидетельствовали большое количество мелких деревень, расположившихся на "Каменке". В 1565 году здесь уже существуют деревни "Киселево на Каменке у озера у Сванского", "Коковицина", "дер. Каменка у Сванского озера под порогом", "деревня на Каменке на устье речки Сай [ныне р. Волчья], в Ысаковской лахте", "Запорожье", "Кирилино Запорожье", и "деревня на Каменном, у реки у Вуоксы". Название центрального поселения было переведено с карельского на русский язык и так попало в налоговые книги, а также, видимо, использовалось местным русскоязычным населением. 

  История поселения Киви-ниеми уходит в далекую древность. Небольшое количество археологических находок, относящихся ко времени новокаменного века, были сделаны в Киви-ниеми в конце XIX столетия. Узкое место на широкой Вуоксе всегда имело стратегическое значение для всех, кто пересекал с севера на юг Карельский перешеек. Протока, проходящая под мостом, какой мы её видим в наши дни, образовалась лишь в середине XIX века. Много сотен лет до этого она была широким мелководным проливом с относительно спокойным течением и пологими берегами. Уровень вод озера Суванто, куда Вуокса впадает через протоку, был тогда на 7 метров выше, и течение шло в обратном направлении, в сторону большой Вуоксы. Перепад составлял, в зависимости от сезонного уровня воды, до двух метров. В средние века здесь был построен первый мост на тракте из Выборга в Корелу-Кякисалми-Кексгольм. Обложные книги Водской Пятины засвидетельствовали большое количество мелких деревень, расположившихся на "Каменке". В 1565 году здесь уже существуют деревни "Киселево на Каменке у озера у Сванского", "Коковицина", "дер. Каменка у Сванского озера под порогом", "деревня на Каменке на устье речки Сай [ныне Волчья], в Ысаковской лахте", "Запорожье", "Кирилино Запорожье", и "деревня на Каменном, у реки у Вуоксы". Всего 10 дворов и 20 податных душ населения. Название центрального поселения было переведено с карельского на русский язык и так попало в налоговые книги, а также, видимо, использовалось местным русскоязычным населением. Расположение деревни на берегу реки давало жителям широкие возможности для занятия рыболовством. Кроме того, деревня имела и выгоды от торговли, так как Киви-ниеми был перевалочным пунктом на торговых путях. Правда, во времена военного лихолетья здесь становилось особенно опасно. После того, как шведы вторглись в русскую Карелию (1580), и взяли крепость Корелу, в низовье Вуоксы стали прибывать на жительство лютеране из шведской Финляндии. В Киви-ниеми образовалась лютеранская община и центр первого в этих краях лютеранского прихода, где возвели кирху и при ней открыли кладбище. Но, поскольку существовавший до завоевания старый православный центр находился на северном берегу Суванто, в Саккула, то вскоре и новые переселенцы восстановили значение прежнего центра и поставили там новую кирху (1616). В Киви-ниеми, однако, храм действовал как молельный дом более ста лет и погиб в вихре Северной войны. Остатки его фундамента, а также кладбище вокруг него, можно было различить еще в 1790-е годы. Тогда же, в XVII веке, на северной стороне возникло шведское оборонительное сооружение - шанцы. На южном берегу протоки в начале XVIII века русскими войсками Петра I было основано укрепление, могучие валы и рвы которого сохранились до наших дней. 

  Начало XIX века ознаменовалось произошедшем на Перешейке огромным природным катаклизмом, виновником которого стал человек. Поскольку озеро Суванто не имело стока в Ладожское озеро и их разделяла перемычка в виде широкой песчаной гряды, поросшей лесом, местные жители деревни Тайпале решили в 1818 году прокопать канаву для стока паводковых вод озера Суванто в Ладогу. В результате вода из Суванто устремилась в Ладогу неожиданно мощным потоком, размывая берега канавы и превращая ее в реку. Так образовалась река Тайпалеен-йоки, дав новый сток Вуоксе, включающей в себя озеро Суванто, в Ладогу. Уровень Суванто-ярви понизился за короткое время на 7 метров и протока Киви-ниеми пересохла полностью (разница уровней составила 6 метров). Связь Суванто с Вуоксой прервалась. Среди местных крестьян уже в 1820 годы зародился проект прокопать новое русло, чтобы восстановить эту связь протокой. В случае успеха можно было рассчитывать, что в результате получится судоходное русло, ведущее с Ладоги и по всей Вуоксе до верхних порогов. Это оживило бы грузовые и пассажирские перевозки из Петербурга в центр Карельского перешейка. Однако этот проект был осуществлен позже, только в 1857 году, на деньги финляндского правительства. Работы по углублению русла с применением технологии подрыва были начаты за год до этого. Когда 17 сентября 1857 года вода устремилась в русло новой протоки, строителям стало ясно, что расчеты не оправдались. Согласно плану, воды Вуоксы пробьют и углубят рукотворное русло. Но, на самом деле, порода оказалась слишком твердой, и местные жители получили могучий непроходимый для судов порог длиной в 880 м, с перепадом в 3 метра. Подсчитанная финнами мощность порога составила 2 347 л. с. Так протока Кивиниеми получила современный облик и стала основным звеном между системой Вуоксы и Ладожским озером, соединяющим их через Суванто-ярви. Уровень верхней, допороговой Вуоксы понизился на 4 метра. Вследствие этого, берега Вуоксы сильно изменили свой облик, но крестьяне получили тысячи гектар новых земель, пригодных для возделывания. 

  Вернемся к самому поселку, который располагается на обоих берегах протоки. До 1940 года сторона к югу от порога носила название Суури-кюля (Большая деревня), или просто южная сторона. Северный берег назывался Коскен-пуоли (пороговой стороной). Самая северная его часть именовалась Сави-оя (Глиняный ручей) - ныне Лососево. Северная сторона была очень густо заселена. Южный берег оставался почти пустым, и дома начинались на некотором расстоянии от порога. Первый навесной мост через новое, образовавшееся после взрывных работ, русло перекинули в 1867 году. Держался он на железных цепях. Спустя двадцать лет в Германии был заказан новый железный навесной мост. В 1882 году его привезли по частям на лошадях со станции Перкъярви [ныне Кирилловское] и собрали над порогом в том самом месте, где находится современный бетонный автомобильный мост. Постройка получилась очень красивой и сильно облегчила сообщение внутри поселка, но за переход стали брать плату, так наз. "мостовые деньги", для возмещения затрат на строительство. Вход на мост снабдили воротами и поставили сторожку смотрителя. С пешеходов, кучеров, велосипедистов, за проход с коровами взимали разную по величине плату. Сбор денег не распространялся только на жителей волости Саккола, так как те производили оплату сообща. Выгоды местоположения деревни сказались в мирное время на развитии торговли. Киви-ниеми, находясь на пересечении водных, сухопутных и, позднее, железнодорожных магистралей, стал самым крупным центром Саккола, отняв у церковной деревни статус самой крупной и важной деревни в волости. Водные пути Верхней Вуоксы вели в Антреа [ныне Каменогорск], и Кякисалми [ныне Приозерск]. По нижнему озеру Суванто осуществлялись также интенсивные перевозки между Киви-ниеми и Тайпале, берегом Ладоги. Здесь образовался центр судовых трасс. В Кивиниеми складировались привозные товары для дальнейшего распределения по деревням волости. Выполнял он также функции экспортно-импортного порта. Перешеек каменистой земли создал неудобства для перевозок между верхним и нижним озерами, и товары приходилось перегружать с корабля на корабль, перевозя их посуху от берега к берегу. В Киви-ниеми разместились корабельные доки, ремонтные мастерские, контора и руководство судовой компании. Поездка на пароходе до Антреа длилась всего 6 часов (80 км). Вниз, к истоку Тайпалеен-йоки, - 3 часа (30 км). Пароходы, ходившие по Вуоксе, носили такие названия, как "Койвисто", "Вуокси", "Руно". Они работали на дровах и в этом отношении отличались большой "прожорливостью". Дрова для топок паровых котлов заготовляли зимами и складировали по берегам вдоль маршрутов судов. Пароходы сами причаливали к таким береговым хранилищам и забирали нужный запас топлива. С открытием железнодорожной ветки значение водного транспорта стало падать, а когда автомобильные перевозки набирали темп, то водный транспорт почти перестал существовать. Через протоку Кивиниеми в 1917 году перебросили железнодорожный мост. Ветка железной дороги связала город Кексгольм (Кякисалми) с Петроградом. Одним из проектов переброски железнодорожного моста через Вуоксу было строительство его в месте сужения озера Суванто, возле деревень Хапарайнен и Лапин-лахти [ныне Портовое и Ольховка]. Там существует небольшой островок, который хотели использовать для переброски моста. Но строительство моста в этом месте посчитали нецелесообразным из-за слишком большой его протяженности. Был утвержден план строительства моста через Кивиниеми. Станцию построили на северном берегу, рядом с озером Суванто в устье порога. Летом 1914 года начались выемки грунта и первые поезда пошли уже через 3 года. Ради строительства станции на неудобном северном берегу пришлось заняться огромными земляными работами по выравниванию части холма и подготовке широкой площадки между холмом и озером для нужд вокзала и узловой развязки. Первый временный мост был изготовлен из бревен и сгорел в 1918 году. 

  Деревня Киви-ниеми вошла в историю как место сбора белой гвардии для отпора красным и освободительного похода. С самого начала гражданской войны в Кякисалми-Кексгольме был создан так наз. "Союз семи волостей" - военное подразделение, куда вошли крестьяне-добровольцы из волостей восточной части Перешейка. Возглавил его ленсман из Саккола капитанУрхо Сейтола. Центром сбора была назначена станция Кивиниеми, расположенная в выгодном месте, на северном берегу Вуоксы. Когда в начале января 1918 года дошел слух о стычках в Выборге между белыми и красными, здесь был сформирован батальон для посылки на помощь белым в Выборг. В историю это вошло как "Веняян-саарский поход" - по названию полуострова южнее Выборга. Из города батальон отступил на Веняян-саари и продолжал военные действия на территории Западного Перешейка. В самом поселке Киви-ниеми в течение всей гражданской войны находились белые. Когда в районе ст. Рауту красные нанесли временное поражение немногочисленным белым отрядам и заняли станцию, мост через Вуоксу был сожжен, так как боялись бронепоезда красных, действовавшего на этом участке фронта. После войны через протоку перекинули новый металлический железнодорожный мост, похожий на современный. Движение поездов между ст. Хийтола и ст. Рауту началось после закрытия границы. Во времена независимости Саккола стала вывозить на продажу в другие районы страны зерно и древесину. И станция стала очень важным железнодорожным узлом для грузоперевозок. Пассажирские составы курсировали между Рауту и Кякисалми-Кексгольмом. Порог Кивиниеми был государственным заказником, где разрешалось ловить рыбу, только купив официальную путевку-разрешение. Право промышленного лова, как правило, продавалось с аукциона и стоило больших денег. Арендаторы часто нанимали к себе местных рыбаков. Построенная на государственные деньги изба рыболовов находилась в верхнем течение порога. Там же сушились семужьи и сиговые мережи огромных размеров. Деликатесный улов до революции отвозили в петербургские рестораны, а после закрытия границы (1918) - в Хельсинки и Стокгольм. Любительское рыболовство занимало на пороге особое место. Финские господа, а также много иностранцев приезжало сюда специально, чтобы попытать счастья в ловле семги. Первые автомобили, появившиеся в Кивиниеми начала века, принадлежали как раз воскресным рыболовам-любителям. Берега специально охранялись нарядом полиции от непрошенных "браконьеров"- местных жителей, которым хотелось, хотя бы скрытно, поймать ценную рыбу. Воды верхней Вуоксы и озера Суванто были свободны для занятия рыболовством. Эти места были довольно уловисты и некоторые деревенские семьи существовали исключительно за счет этого. 

  Если южный берег порога заселяли земледельцы, то на северном начало постепенно складываться население из представителей других профессий. Выгоды от торговли на транспортных путях и удобное место создали предпосылки для возникновения таких сословий, как промышленники, транспортники, служащие. Новое население, приезжавшее в волость из других районов, обычно селилось здесь. Со временем на северной, или пороговой стороне образовался обширный поселок городского типа с густой застройкой. Здесь также была более развита промышленная деятельность. На северной стороне находилась войлочная фабрика, изготовлявшая 100 пар валенок в сутки, а на берегу Вуоксы располагались механические мастерские судовых компаний. Работала паровая электростанция. На пороге находилась небольшая мельница, с годами обветшавшая, и ее шлюзовый канал, сложенный из камней, был унесен в пучину русла. Некто Хейкки Мустонен держал автомобильную мастерскую и автошколу. Маленький лимонадный завод появился на берегу Суванто в 1930 годы. В поселке работала телефонная станция, отделение Национального и Сельскохозяйственного банков, и основанная в 1905 году Кооперативная касса Кивиниеми - Рёюккюля. Здесь находились также головные магазины фирм Нижней Вуоксы и конторы, медицинское и ветеринарное учреждения, аптека, ленсман, полиция и кутузка, фотоателье, кафе, парикмахерская, пекарня, дорожная гостиница, скотобойня и почта. В большой деревне был также ипподром, где занимались конным спортом, и раз в полгода проводились знаменитые Кивиниемские ярмарки. Община Саккола получила разрешение на проведение ярмарок в 1916 году. На ярмарках были широко представлены продукты сельского хозяйства и скот из Саккола, а также телеги и сани из знаменитой своими мастерами транспортных средств соседней волости Валк-ярви [ныне Мичуринское]. Ярмарка имела успех, и с годами число ее участников, продавцов и покупателей, увеличивалось. Бессменным председателем и одним из организаторов ярмарки был житель деревни Паннусаари Александр Наскали. В Кивиниеми существовало две народных школы. Первая, располагавшаяся на южном берегу, была основана в 1903 году и получила собственную крышу в 1905. Красивое деревянное здание с центральным отоплением, квартирами для учителей и пристройками создавалось, конечно же, не один год. К уже готовому строению было с годами приложено еще много силы и энергии. Учительница Хилма Коскеняякко отдала 36 лет этой школе, став позднее ее директором и душой коллектива учителей. Вторая школа находилась на пороговой стороне и открылась в 1929 году. Двухэтажное каменное здание с черепичной крышей находилось на высоком, открытом месте, рядом с шоссе, откуда просматривались дали Вуоксы во все стороны. Оба здания погибли во время советско-финской войны. Временные школы существовали в период 1942-1944 г. и располагались в бараках. У христианской общины Киви-ниеми был также свой молельный дом, находившийся у перекрестка шоссейных дорог. В этом же здании занимался хор, шведский кружок и многое другое. "Молодежное общество", организованное в 1912 году, располагалось на южном берегу. Физическое здоровье и любовь к отечеству воспитывали такие организации, как "Спортсмены Киви-ниеми", "Гимнасты Киви-ниеми", "Шюцкор" и "Лотта Свярд". Собственное здание имел и "Союз рабочих". 

  В первые дни советско-финляндской войны мосты Киви-ниеми приобрели стратегическое значение. Эвакуация мирного населения с южных берегов Вуоксы и Суванто проходила по ним, а подкрепления, шедшие к линии фронта, также пользовались этими мостами через Вуоксу. Пассивность авиации Красной Армии в начальный период войны уберегла мосты от разрушения, и только 6 декабря, в день Независимости Финляндии, когда последние защитники южного берега перебрались через водную систему, оба моста были взорваны финскими саперами. Северный берег Киви-ниеми, входивший в систему обороны "Линии Маннергейма", являлся опасным местом вследствие близости южного берега. В предвоенные годы он был укреплен постройкой трех железобетонных бункеров и линией траншей. И все же здесь произошла первая попытка прорыва линий финских позиционных укреплений. Ценой больших потерь воинам Красной Армии удалось форсировать бурную стремнину порога и занять небольшой плацдарм на его северном берегу. Однако контратака финнов привела к уничтожению советского плацдарма. Линия фронта стабилизировалась на этом участке до окончания войны. От огромной деревни, насчитывающей 90 домов на пороговой стороне и 80 на южной, почти ничего не осталось. Лишь многочисленные пепелища с одиноко торчащими трубами и остовы каменных зданий достались победителям в качестве трофеев. В русле порога уродливо возвышались фермы двух взорванных мостов. В период 1940-1941 гг. мосты были восстановлены. Железная дорога функционировала на всем своем протяжении, вплоть до новой границы. Бурная протока Киви-ниеми-коски стала на время административной границей между Ленинградской областью и Карело-Финской ССР. Таким образом, северная часть поселка оказалась в составе КФССР, а южная - в составе Раутовского района Ленобласти. 

  В августе 1941 года финские войска освободили Кивиниеми. Возвратившиеся беженцы успели восстановить или выстроить заново часть деревни. По фермам взорванного при отступлении Красной Армии железнодорожного моста финны проложили новый деревянный мост. Два года мирной жизни и снова эвакуация. Наступление Советской Армии летом 1944 года решило судьбу древнего поселения в очередной раз. В 1945 г. в состав Ленобласти вошли три ранее принадлежавших КФССР района, в том числе и Кексгольмский. Протока стала теперь разделять Раутовский и Кексгольмский районы Ленобласти. В процессе переименования южная часть деревни Кивиниеми получила изначально название "Каменная", затем "Варжково", и, наконец, просто "Варшко" (см. Варшко). Северная часть деревни в ходе послевоенного укрупнения, вероятно, вошла в состав деревни Тикансаари, вместе с которой и получила наименование "Речная". Позднее деревне присвоили наименование "Лосево" (обоснование не обнаружено). Можно предположить, что название было просто продублировано и переведено из приграничной деревни Ярвенкюля Яскинского (ныне Выборгского) района, переименованной в 1948 г. в "Лосево".

  Сейчас это место пользуется популярностью у любителей водного слалома, спортсменов и туристов-водников. В 1994 году на обломках финского дота силами энтузиастов из историко-краеведческого объединения "Карелия" был сооружен памятный знак в виде противотанковой надолбы. На лицевой стороне памятника укреплена мраморная плита, на которой начертаны известные строки А. Твардовского "Переправа, переправа..." и текст финского псалма.

 

Благодарим за материалы ИКО "Карелия"

 

 

К пос. Лосево

К списку населенных пунктов